Плавание по водоемам на надувных лодках, байдарках и катамаранах уже стало обыденным делом не только для туристов-водников, но и охотников, а также рыболовов. При всей несложности управления данными плавсредствами все-таки существуют некоторые ньюансы, соблюдение которых не только сделает прохождение вашего маршрута легче, но и безопаснее.
Общие правила во время водного путешествия
В водном путешествии, как и в любом другом необходимо планировать режим походного дня. Конечно, при планировании режима походного дня необходимо учитывать используемые для путешествия плавсредства, погодные условия и конечно же сложность самого маршрута.
Имеющийся в наличии груз (рюкзаки, мешки и т.д.) необходимо надежно крепить с помощью веревок к плавсредству (фото 1). Надежно закрепленный груз, займет меньше места, а также не будет перемещаться по плавсредству во время прохождения по трудным участкам водоема (например, порогов на реке), что в свою очередь исключит возможность утери груза.
В случае, когда идет дождь или маршрут движения проходит по участку реки с порогами, где вероятность попадания воды на плавсредство велика, то груз необходимо помещать в специальные водонепроницаемые мешки, которые с недавнего времени стали появляться в продаже или хотя бы закрывать полиэтиленом сверху (фото 2), иначе весь груз промокнет и просушка в дождливую погоду будет проблематична. Самим же путешественникам необходимо надевать непромокаемые вещи и болотные сапоги.
Также, если дождь застал вас утром, когда лагерь еще не начали «сворачивать», то желательно дождь переждать и не собираться в дорогу, особенно когда у вас в запасе имеется время. Тем, кто попал под дождь непосредственно во время сплава (на маршруте движения), то необходимо помнить, что место для стоянки надо искать раньше, чем в хорошую погоду, так как это займет больше времени (заготовка дров, разжигание костра и приготовление пищи в дождливую погоду весьма проблематичные занятия).
В случае сильного встречного ветра, тоже затрудняется движение плавсредств из-за создаваемой большой парусности, поэтому важно помнить, что сильный ветер утром и в течение дня резко стихает к вечеру. В связи с этим движение можно увеличить именно на вечерние часы, в таком случае километраж можно пройти больше, а устанете меньше, что тоже немало важно.
Кроме этого сплав в темное время суток надо исключить полность, так как это очень опасно, особенно на таежных реках. Например, на таежных реках бывает много завалов и топляков, которые в темноте вы точно не увидите, кроме этого на мелководьях рек может валяться, что угодно включая острые металлические предметы (конструкции старых мостов, металлический хлам и т.д.). Также не редкость на реках низко висящие провода, которые могло оторвать сильным порывом ветра и в нормальном сидячем положении они соприкоснуться с телом в районе шеи, днем заметив такое препятствие нужно всего лишь наклониться вперед или назад.
Этого же правила надо придерживаться, когда яркий солнечный свет светит в глаза и тоже ограничивает видимость. В темноте и при светящем прямо в глаза солнце, ни в коем случае нельзя проходить опасные участки реки: пороги, «сухие пороги», шиверы и т.д. Прохождение опасных участков (препятствий) необходимо переносить на более подходящее для этого время суток.
Как правило, опасные участки в водном путешествии проходятся поочередно, если плавсредств два и более. Первым всегда должно проходить опасные участки плавсредство с наиболее опытным экипажем. За первым плавсредством, если это возможно, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда можно было пристать, идут другие плавсредства. В случае признака опасности, команда впереди идущего плавсредства высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.
Осмотр опасных участков заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка движения группы через имеющуюся преграду. Для лучшей разведки водного потока реки, также можно через непродолжительные интервалы времени сбрасывать контрольные буи (палки, части бревен, куски пенопласта, пустые пластиковые емкости) в воду. Это позволит точно определить движение водного потока (например, чтобы во время сплава не «выкинуло» на имеющиеся в реке валуны).
При очень сложном фарватере, а также незаметных с воды препятствиях на берегах можно установить специальные вехи из палок или веток, или на крайний случай выставить по берегу людей из числа группы, которые будут указывать экипажам проходящих плавсредств направление поворотов. Также в случае необходимости ниже опасного места выставляются на берегу посты со спасательными средствами. Наличие постов обязательно при прохождении очень сложных порогов.
На спокойных реках линией движения плавсредств, как правило, является главный поток. Идти надо по глубоким местам, чтобы полностью использовать скорость течения реки.
На быстрых и сложных реках необходимо двигаться так, чтобы направлять плавсредство с одного мыса на другой, при этом пересекая фарватер на плесах. В любом случае, при подходе к крутым поворотам или препятствиям важно не оказаться в главном потоке, который может прижать («выкинуть») плавсредство к берегу, «затащить» на валуны или чего хуже «выкинуть» на острые камни вблизи берега (фото 3) или топляки, которые, как правило, всегда изобилуют острыми сучьями.
Также необходимо помнить, что в таких местах глубина рек приличная и выход в реку будет не возможен и опасен, поэтому если все же плавсредство начало прижимать к любому из препятствий, то не надо паниковать и следует технично отталкиваться от данных препятствий веслами и даже ногами, чтобы избежать столкновения.
В таких случаях, всем членам экипажа плавсредства необходимо «вертеть» головой вокруг и увертываться от ветвей и низко нависающих над водой деревьев. Поэтому во время сплава, никогда нельзя плыть спиной по ходу движения.
Соблюдение указанных правил сохранит не только здоровье, но и жизнь.
Наиболее опасные препятствия естественного происхождения во время водного путешествия и их преодоление
Топляки и одинцы (одиночные камни), заросли, завалы, пороги и «сухие пороги» – наиболее опасные препятствия естественного происхождения в водных путешествиях.
Топляки и одинцы. На небольших реках, особенно таежных, часто встречаются затонувшие деревья (топляки), а также одиночные камни (одинцы) (фото 4). Если данные препятствия находятся под водой, то их выдают круги на воде, буруны ниже препятствия, а также называемая «вершина треугольника», которая образуется двумя струями потока, разбивающегося о дерево или камень.
Проходя такие одиночные препятствия, впереди сидящий гребец их высматривает и дает команду сзади сидящему, с какой стороны лучше обходить данные препятствия. Как правило, в такие моменты приходится усиленно работать веслами, так как в сильном потоке воды время на размышления очень мало.
Если все же по каким-либо причинам «выбросило» плавсредство на топляк или одинец, то раскачивая немного плавсредство и отталкиваясь от препятствия тыльной стороной весла, вполне легко высвободиться из так называемого «плена».
Заросли. Нависшие над водой кусты и большие ветви, подмытые деревья могут служить причиной переворота плавсредства, особенно это касаемо байдарок. Поэтому на реках с быстрым течением необходимо держаться подальше от навального, то есть вогнутого берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать плавсредство, ухватившись с него за неподвижный предмет.
Некоторые неопытные гребцы интуитивно могут хвататься за ветви или деревья, низко нависающие над водой, вместо того, чтобы быстро нагнуться вперед или откинуться назад, и спокойно проплыть под препятствием. Особенно такое поведение смертельно опасно на реках с быстрым течением. В таких местах надо веслами снизу вверх приподнимать ветви и спокойно проплывать под ней в образовавшемся проеме, по крайней мере, в большинстве случаев это всегда срабатывало.
Как правило, в экстремальной ситуации адреналин в организме резко повышается, из-за чего сил у человека прибавляется и можно приподнять во время сплава веслом даже не крупное дерево, избежав при этом столкновения с ним.
Также определенную трудность во время сплава представляют сплошные заросли подводно-надводной растительности на некоторых участках рек. В таких местах приходится протаскивать плавсредство вручную, что занимает много сил и времени (фото 5-9).
Завалы. Образуются в тех местах, где упавшие деревья перегораживают реку (фото 10-15). Завалы могут образовывать даже целые плотины, из-за чего вода разливается на большой площади, а еще недавняя суша становится заболоченной местностью (фото 16). Такие завалы можно услышать по шуму (гулу) падающей с такой плотины воды, в этом случае необходимо приставать сразу же к берегу и не испытывать судьбу. Далее плавсредства необходимо будет обносить только по берегу, из-за чего берег для причаливания надо выбирать соответственно только проходимый.
Образуются такие плотины из-за того, что в реку смывает также более мелкую «мертвую» растительность (листья, иголки ели и кедра), сухие ветви и коряги, которые забивают (заполняют) свободное пространство в упавших деревьях, образуя при этом сплошную стену.
Завалы не менее опасны, чем пороги, так как на большой скорости, если вовремя не заметить завал, то можно вполне разбиться и даже не спасет спасательный жилет и каска. Кроме этого поваленные деревья в завалах изобилуют острыми сучьями.
При высокой скорости течения реки необходимо заранее причалить к берегу, чтобы не быть затянутым под это препятствие. Если река сильно извилиста, когда невозможно предвидеть, что будет за поворотом, то необходимо постоянно делать разведку и никак иначе.
Если под завалом, в имеющихся проемах, невозможно проплыть, то завал обходят по берегу. В некоторых случаях, когда переноска плавсредства по берегу будет не возможна, то плавсредства придется полностью разбирать, сдувать и упаковывать в рюкзаки для дальнейшей переноски.
Такие завалы тоже попадаются, но редко. Как правило, это очень большие завалы, которые образуются не один год, накапливая при этом растительный материал в больших количествах, который накапливаясь, утрамбовывается и образует большие возвышения рядом с завалом.
По таким возвышениям в обязательном порядке необходимо делать тоже разведку, для определения оптимального и безопасного маршрута обноса всех вещей. Делается это для того, чтобы при движении с тяжелыми рюкзаками, когда с массой вашего тела значительно увеличивается нагрузка на почву, вы не провалились. Бывали случаи, когда в таких «трухлявых» завалах люди проваливались почти в полный рост.
После обноса вещей через завал все разбирается, по-новому собираются и надуваются плавсредства и продолжается движение.
Пороги и «сухие» пороги. Пороги – это непродолжительный участок реки с большим падением и скоростью воды, обычно осложненный многочисленными камнями (валунами «останцами») или целыми грядами камней и стоячими волнами от сходящихся струй (фото 17).
«Сухие пороги» отличаются от порогов наличием большого количества хаотично расположенных по всей площади реки камней (валунов) с торчащими над водой верхушками, которые могут длиться на протяжении до 10-12 км (фото 18-22). В таком случае «сухие пороги» лучше проходить за один день.
О приближении к порогу можно узнать по следующим признакам:
- шум бурлящей воды или гул от падающей воды, иногда разносящийся на далекие расстояния;
- видимая издалека белая линия пены и тумана, образуемая падающей водой;
- по замедлению течения реки, в случае напора (навала) воды реки на валуны (подводные камни);
- скорость течения реки возрастает, в случае, когда на порогах высота местности уменьшается по вниз сходящей линии (см. видео раз и два).
Не доходя до порогов, причаливайте к берегу и сделайте разведку. Пройдите вперед сушей по течению реки и постарайтесь отыскать безопасный проход между порогами. Если прохода нет, обходите пороги по суше.
Также до порогов на правом или левом берегу реки по ходу движения могут быть установлены предупреждающие знаки о приближении к порогам (фото 23). В некоторых случаях, а это надо тоже учитывать, о приближении к порогам можно не узнать, например, из-за частой извилистости таежных рек звук падающей или переливающейся воды порога будет не слышно и выплыв из-за поворота он станет сюрпризом на пути (фото 24-28).
Скорость движения плавсредства при прохождении порогов, порой, может достигать 33 км/ч! После порогов часто встречаются огромные валуны, на которые может вынести потоком реки, поэтому всему экипажу необходимо действовать как можно слаженно и хладнокровно. Поэтому, исходя из сказанного, необходимо знать хотя бы элементарные правила их прохождения.
При заходе на порог плавсредство должно быть параллельно берегам и до окончания прохождения порога необходимо данное положение поддерживать, подгребая не очень интенсивно веслами, то с одной стороны, то с другой. Данное расположение плавсредства на реке обеспечит его устойчивость, так как малейший разворот в любую сторону может привести к незамедлительному переворачиванию плавсредства, что чревато серьезными последствиями.
Не очень сложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости плавсредства, то есть при заходе на порог необходимо «набрать» плавсредству скорость больше (положительная скорость), чем скорость потока реки.
Если камней (валунов) в русле реки много и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними (фото 29, 30). Для этого надо притабанивать (притормаживать веслом) со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом плавсредства, постоянно просматривая дальнейший путь вперед и высматривая препятствия. Данная манера движения плавсредства относится полностью к прохождению «сухих порогов».
На небольших реках необходимо держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, ибо здесь обычно глубины больше, а русло чище. Выражаясь проще, плавсредство необходимо выводить на порог на самую высокую вершину волн. Необходимо также быть готовым к тому, что во время прохождения порогов, «гребцам» сидящим впереди будет попадать в лицо вода и скорее всего, в больших количествах, что приводит некоторых в испуг. Поэтому при заходе на пороги держаться на плавсредстве надо как можно крепче, а также крепко сжимать руками весло.
В любом случае, если предварительный осмотр порога дает основания сомневаться в успешности его прохождения, надо обносить плавсредства или проводить их вдоль берега, если это возможно.
При переворачивании плавсредства (если все же это произошло) сразу же ловите его и весло, чтобы их не отнесло вниз по течению. Потом вы можете их не найти. Не переворачивайте плавсредство обратно в воде. Плывите наперерез течению реки к ближайшему берегу, удерживая плавсредство и не выпуская из рук весло.
При приближении к водовороту, сразу же причаливайте к берегу. Если же вы не успели это сделать, старайтесь направлять плавсредство дальше от края водоворота. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы плавсредство не попало в водоворот. Если все же попали в водоворот, то не раздумывая немедленно прыгайте в воду. Ныряйте как можно глубже, чтобы оказаться ниже водяных вихрей. Плывите под водой подальше от водоворота, пока не почувствуете, что он остался позади. После этого выныривайте на поверхность и сразу же направляйтесь к берегу.
На всех членах группы (экипажа) должны быть надеты спасательные жилеты.
Наиболее опасные искусственные препятствия во время водного путешествия
Мосты, мостки и нависающие над водой тросы и провода – являются наиболее опасными препятствиями искусственного происхождения.
Наибольшую опасность указанные препятствия искусственного происхождения представляют по время паводка, когда уровень в реках резко повышается, из-за чего кромка воды порой может достигать мостов, мостков, тросов и проводов.
В некоторых случаях данные препятствия можно проплыть, наклонив тело вперед или назад, при этом весла необходимо положить на плавсредство. Если проплыть под препятствием невозможно, то плавсредство обносится по берегу.
Во избежание несчастных случаев необходимо внимательно следить за тем, какие препятствия вас ожидают впереди. Если сомневаетесь в том, что плавсредство пройдет под препятствием, то необходимо причаливать к берегу и в обязательном порядке делать разведку.
Также при прохождении под мостами не в половодье, необходимо заходить заранее на самое глубокое место реки и проплывать по нему, так как в районе мостов дно усеяно всевозможными металлическими конструкциями и топляками, о соприкосновение с которыми можно легко повредить плавсредство.
В любом случае прохождение препятствий естественного и искусственного происхождения в темное время суток надо исключить полностью.
С уважением, Владислав Зверев.
E-mail: v.zverev.perm@mail.ru