Путешествие к Конжаковскому Камню

Разбитая лежневка

В 2009 году разработал с друзьями туристический маршрут по Северному Уралу, в котором было совмещено движение по труднопроходимой местности на внедорожнике и поход в горы с восхождением на Конжаковский Камень (высшая точка Свердловской области).

Конжаковский Камень является высочайшей вершиной Свердловской области и возвышается на высоте 1569 метров над уровнем моря. Камень представляет собой двадцатикилометровый горный массив, который соединяется с Серебрянским Камнем.

Межгорья вокруг Камня заняты тайгой, верхняя граница которой доходит до высоты 900 м. Выше находится редколесье. Криволесья и кустарники сочетаются с горными лугами и горными тундрами.

Маршрут движения: г. Пермь – г. Чусовой – г. Губаха – г. Кизел – п. Северный Коспашский (Кизеловский район, Пермский край) – п. Семеновка (нежилой, Пермский край) — п. Верхняя Косьва (нежилой, Свердловская обл.) – п. Усть-Тыпыл (нежилой, Свердловская обл.) – п. Кытлым (Свердловская обл.) – подножие Камня Конжаковский (восхождение на Камень) — г. Карпинск (Свердловская обл.) – г. Краснотурьинск (Свердловская обл.) – г. Качканар (Свердловская обл.) – п. Промысла (Пермский край) – г. Горнозаводск (Пермский край) – г. Чусовой – г. Пермь.

  • Протяженность движения на автомобиле: 1043 км.
  • Автомобиль: УАЗ «буханка».
  • Восхождение на Конжаковский Камень: высота над уровнем моря 1569 м.
  • Протяженность восхождения и спуска: около 20 км.
  • Время на подъем (затраченное фактически): 07 часов 40 минут.
  • Время на спуск (затраченное фактически): 04 часов 20 минут.
  • Время проведения: первая половина сентября 2009 года.
  • Время на прохождение маршрута: 4 дня.
  • Количество экспедиционеров: 3 человека.
  • Сложность: от п. Северный Коспашский (Кизеловский район Пермского края) до п. Кытлым (Свердловская обл.) грунтовая дорога разбита повсеместно. Все мосты через реки, ручьи и заболоченные участки местности разрушены. Движение по таким участкам только в брод. Самые опасные участки при движении на автомашине в брод через р. Тыпыл (правый приток р. Косьва) в районе п. Усть-Тыпыл и через р. Косьва вблизи п. Кытлым. Весной и в начале лета движение невозможно из-за половодья и поднятия уровня воды в данных реках.

Итак, о самом путешествии.

В 2009 году предложил друзьям Дмитрию и Андрею разработать новый туристический маршрут, который бы мог в себе совместить автомобильное путешествие по труднопроходимой местности и полноценный поход в горы. Маршрут сразу же все утвердили, и дело только осталось за подготовкой к путешествию. Я отвечал за саму разработку маршрута: подготовка и изучение карт, вычисление километража, подготовка снаряжения. Друзья готовили автомобиль к путешествию. Когда все было готово к путешествию, за ночь до отправки автомашину заправили газом (полный баллон) и бензином, в магазине купили продукты.

Выехали 05 сентября рано утром. В 10 часов 03 минуты на выезде из города Чусовой по мобильному телефону зарегистрировались в Краевой Службе Спасения МЧС и продолжили движение далее в сторону города Кизел. До города Кизел от самой Перми дорога вполне приемлема для движения. Но от города Кизел до шахтерского поселка Северный Коспашский дорога мощеная, местами грунтовая и вся в ямах, поэтому скорость движения у нас заметно уменьшилась.

Размытый горным ручьем мост

Фото 2. Размытый горным ручьем мост

Выехав за пределы поселка Северный Коспашский дорога как таковая закончилась, так как ее даже нельзя было назвать грунтовой. Дорога была полностью разбита большегрузными автомашинами повышенной проходимостью, по пути следования приходилось преодолевать глубокие лужи, ямы и участки из раскисшей глины.

Наш УАЗ справлялся с данной задачей на отлично, благодаря опытному водителю Дмитрию. За все время движения по бездорожью все-таки автомобиль наш пострадал, в одной из глубоких ям были оторваны элементы заднего бампера, а в другой помято заднее правое крыло. По пути сделали остановку на обед и отдых. В тайге было очень тепло и нам не терпелось продолжить движение далее.

Проехав еще немного, встретили на пути первую таежную реку Няр в районе нежилого поселка Семеновка (Пермский край), которую проехали вброд рядом со старым разрушенным мостом. Далее дорога стала немного лучше. Пока доехали до границы со Свердловской областью, встретился на пути участок заболоченной местности с разбитой лежневкой, которую пришлось вручную немного подправить (фото 1). Проехав еще дальше, увидели смытый горным ручьем мост, который переезжать было не надо, так как наша дорога проходила мимо него (фото 2).

Ближе к вечеру добрались до нежилого поселка Верхняя Косьва, который расположен по обоим берегам реки Косьва (фото 3, 4). Рядом с поселком стояла вахта, работники которой тянули ЛЭП регионального значения. Вахта была из Екатеринбурга. Там же у рабочих мы узнали, где можно лучше проехать дальше и каково состояние дороги. У одного из водителей купили немного бензина, на всякий случай.

Пока беседовали, с рыбалки на Косьве вернулись несколько человек из числа рабочих. Улов был неплохой – килограмма 2 средних размеров хариуса. Рыбачили на перекате удочками, сплавляя по течению мушек, о поклевке сигнализировал большой поплавок, грузило на данную снасть не нужно. Уже быстро темнело и мы, попрощавшись с собеседниками, выдвинулись дальше.

По горной дороге вдоль реки Косьва наш водитель Дмитрий вел автомашину очень быстро и аккуратно и в 23 часа 30 минут мы доехали до реки Тыпыл, которую надо было форсировать в брод. Река Тыпыл является правым притоком реки Косьва, также рядом с местом впадения реки располагается нежилой поселок Усть-Тыпыл. Форсировать реку в брод не стали, так как сделать предварительную разведку из-за темноты было просто не возможно, и было решено ночевать на берегу реки Косьва. После остановки сразу переоделись в теплые вещи и разожгли костер. Быстро поужинав, легли спать.

Утром привели себя в порядок, позавтракали, сделали разведку брода через реку Тыпыл. В брод реку проехали очень удачно, местами глубина воды достигала одного метра (фото 5). Выехав на противоположный берег реки, сделали остановку, чтобы сделать фото разрушенного моста (фото 6).

Продолжив дальше движение, относительно быстро добрались до нового брода, но уже через саму реку Косьва в самом верхнем ее течении (фото 7). Реку в брод преодолели легко, без предварительной разведки. До поселка Кытлым, который расположен поблизости с Конжаковским Камнем, оставалось менее 30 километров.

По дороге до поселка Кытлым останавливались еще один раз, чтобы сфотографировать Косьвинский Камень, от которого начинает свое течение река Косьва (фото 8 ). Проехав еще немного, мы оказались в поселке Кытлым. В поселке имеется магазин, почтовое отделение, проводная связь. Выехав из поселка на грунтовую дорогу, в сторону города Карпинска, по ходу движения начали искать отворот на предгорье Конжаковского Камня. Проехав мост через реку Конжаковка, повернули на первом отвороте налево. Далее дорога проходила по горному массиву.

Дорога по горам действительно была экстремальная, пока поднимались вверх, пересекли несколько горных ручьев, местами глубоких. Далее свернули на развилке так называемой «горной дороги» налево и уже двигались сквозь тайгу в направлении реки Конжаковка.

По дороге попадалось очень много грибов красноголовиков, которые местами росли так кучно, что своеобразные красные полянки было видно издалека. Таким образом, проехали несколько километров, то объезжая большие камни, то проезжая прямо по ним и добрались до места, откуда начиналась тропа, ведущая к реке Конжаковка, а это означало, что дальше проезд на автомашине был невозможен (фото 9).

Время было около 16 часов и было решено в горы не подниматься, а разбить лагерь и нормально отдохнуть перед восхождением (фото 10). Рядом с нами ближе к лесу стоял еще один УАЗ, но в машине и рядом с ней никого не было, видимо водитель и пассажиры тоже поднимались на Конжаковский Камень. На новом месте расположились быстро, заготовили дров и разожгли костер, на газовой плитке приготовили горячее и поужинав, пораньше легли спать. Спали, как и в предыдущий раз, в машине.

Утром третьего дня путешествия встали пораньше. После завтрака, все вещи упаковали в машину, документы, деньги, ключи, телефоны и фонарики взяли с собой. Также взяли немного еды, чтобы отобедать на вершине, перочинный нож и маленькую кружку. Питье с собой в дорогу не брали, так по пути вплоть до самой вершины попадается много горных ручьев и родников с кристально чистой водой. Но надо иметь также в виду, что не везде получиться зачерпнуть воду кружкой или стаканом, так как ручьи могут протекать сквозь труднодоступные расщелины. Для таких целей, чтобы в пути не мучаться с набором воды мы заранее заготовили «питьевые трубки», которые были сделаны из обыкновенных капельниц. Один конец данной трубки подставляешь в расщелину, где протекает вода, а второй зажимаешь губами и всасываешь в себя воду. Очень удобное приспособление. «Питьевыми трубками» пользовались в основном на высоте свыше 1000 м. Кроме того на данной высоте вода наиболее безопасна для употребления, так как количество микроорганизмов содержащихся в ней меньше, в том числе потенциально опасных для человека.

Стартовали около 10 часов утра. Шли быстро, так как за один день мы должны были успеть произвести восхождение на вершину и спуститься обратно в лагерь, путешествуя по горам нам надо было пройти около 20 километров. Пройдя вниз по горной тропе около 1 километра, мы вышли на левый берег реки Конжаковки.

Река действительно была горная, протекая сквозь валуны, вода создавала сильный шум, который заглушал звуки и приходилось говорить очень громко. Через реку был перекинут мост, сделанный из трех стволов деревьев, которые были сколочены обыкновенными строительными скобами (фото 11). По мосту переходили реку по одному, иначе мост начинал раскачиваться, что могло привести к падению, так как дополнительно сами бревна были достаточно скользкими из-за обилия влаги.

Успешно преодолев переход через реку по мосту, мы уже не спускались вниз как до реки, а круто поднимались вверх. Скорость нашего передвижения заметно уменьшилась. Местами по ходу движения попадались огромные, обнаженные корни елей и кедров, через которые приходилось перешагивать либо обходить стороной (фото 12). Через пару километров мы заметно поднялись вверх. Дорога уже проходила сквозь горную тайгу вдоль Конжаковского урочища (фото 13). Основную часть деревьев составляли кедры и ели, местами даже попадались настоящие «исполины» (фото 14).

Пока поднимались до высоты 1000 метров, вдоволь наелись кедрового ореха, так как кедровые шишки валялись (лежали) повсюду. Правда целых кедровых шишек мы не нашли, а подбирали уже те, из которых птицы «кедровки» частично выклевали орехи, но это только упрощало процесс чистки орехов от шелухи. Кроме горной тайги, птиц «кедровок» больше нигде мы не встречали, видимо заросли кедра для них настоящий рай.

Поднявшись до высоты 1000 метров над уровнем моря, тайга сменилась на редколесье, там же по краю проходила «каменная река», место схода ледника (фото 15). Еще выше стали попадаться искривленные не высокие кустарники, которые резко заканчивались перед первым горным лугом. Там же мы сфотографировались на фоне памятной стелы установленной Краснотурьинцами в честь «300 летия уральской металлургии» (фото 16).

Поднявшись на плато, сделали продолжительный перерыв на отдых. Набравшись сил, мы продолжили движение и быстро добрались до горы Иов и Йовского провала (фото 17). Дальше уже надо было вскарабкиваться вверх по огромным камням метр за метром, что было делать очень тяжело и приходилось часто отдыхать. В одном из мест отдыха сфотографировал на скале карликовую иву (фото 18).

Таким образом, мы достигли еще одного плавно спускающего склона, пройдя по которому мы вышли на финишную прямую, вернее снова пришлось немного вскарабкиваться вверх и наконец-то мы увидели саму вершину Конжаковского Камня (фото 19).

Взобравшись на саму вершину, настроение у нас заметно улучшилось. Наконец-то мы добрались до цели нашего путешествия. Время на подъем у нас заняло 7 часов 40 минут. На самой вершине Конжаковского Камня установлен стационарно флагшток, а чуть ниже имеется металлическая пластина «Вершины России» (фото 20, 21). С вершины Конжаковского Камня открывается живописнейшая картина, простирающаяся на многие километры (фото 22-26).

На вершине Конжаковского Камня дул сильнейший ветер, что даже иногда немного покачивало из стороны в сторону во время фотографирования. Укрывшись за большими камнями, мы пообедали и начали готовиться к спуску. Надо было поторапливаться, так как по нашим расчетам обратно в лагерь мы должны были прийти ближе к полуночи. В связи с этим мы заранее приготовили и взяли с собой фонари, один из которых был налобный. Спускались мы намного быстрее, чем поднимались, хотя спуск по большим камням тоже немного притормаживал передвижение.

Спустившись обратно до высоты 1000 метров, пришлось пользоваться фонарями, так как уже заметно стемнело. Зайдя в тайгу уже ничего не было видно. Дмитрий шел первым с налобным фонарем, а я замыкал колонну и подсвечивал дорогу Андрею и себе. Самое трудное было идти в темноте по оголенным корням деревьев, проходить по мосту через реку Конжаковка и подниматься от реки к лагерю. В лагерь мы действительно вернулись ближе к полуночи. Дорога обратно у нас заняла 4 часа 20 минут. Сильно уставшие мы попили горячий чай и сразу легли спать.

Утром четвертого дня быстро встали, привели себя в порядок, позавтракали и выехали в сторону дома. Путь домой проходил уже через Свердловскую область. До города Карпинска ехали по грунтовой дороге около 70 километров. После моста через реку Серебрянка сделали остановку, чтобы искупаться в горной реке. Вода была действительно холодная как ключевая и издалека серебрилась, оправдывая название самой реки.

Заехав в город Карпинск, до Перми уже двигались по асфальту, причем на территории Свердловской области асфальтные дороги намного лучше, чем на территории Пермского края. Дорога обратно домой пролегала через город Карпинск, Краснотурьинск, далее по федеральной трассе в сторону Екатеринбурга и доехав до отворота на Качканар повернули направо в сторону Пермского края.

На границе Пермского края и Свердловской области остановились, чтобы сфотографировать стелу «Европа-Азия», правда было уже темно и фотографии получились не очень хорошо. Пока ехали по территории Свердловской области не видели ни одной газовой заправки. Другие автомобилисты сказали, что газовые заправки имеются только в районе города Екатеринбурга, поэтому пришлось заправляться бензином. Следующий раз уже заправлялись газом, но на территории родного Пермского края в городе Чусовом.

Домой мы приехали ближе к двум часам ночи. Все путешествие, которое проходило по Пермскому краю и Свердловской области, заняло у нас почти четверо суток как мы и рассчитывали. Утром уже надо было всем нам ехать на работу, поэтому быстро попрощались и разошлись по домам с хорошим настроением и приятными воспоминаниями о путешествии.

С уважением, Владислав Зверев.

E-mail: v.zverev.perm@mail.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика